Меню

Значение и ход церковной реформы Петра 1



Значение и ход церковной реформы Петра 1

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманный и целенаправленный характер. По окончанию реформы, Россия, в результате, сложилась абсолютная монархия, а церковь окончательно потеряла свое влияние на власть.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Суть реформы

Административные и экономические преобразования церкви произошли в период 1701—1722 гг. Конечной целью стала ликвидация патриаршества и замена его правительствующим синодом в 1721 году. Все проводимые мероприятия лишали церковь независимости и позволяли постепенно получить контроль над ее административными и экономическими вопросами.

В форме таблицы ход реформы выглядит так:

Дата (год) Событие
1700 г. Создание должности блюстителя престола патриарха.
24 января 1701 г. Передача церковных земель государству.
30 декабря 1701 г. Запрет в отношении монахов.
1711 г. Получение Сенатом возможности контролировать дела церкви.
1716 г. Ограничение числа священников.
1717−1720 г. Разработка идеи и плана внедрения Священного синода.
25 января 1721 г. Учреждение Духовной Коллегии.
14 февраля 1721 г. Установление Монастырского приказа, подведомственного синоду.
28 апреля 1722 г. Внедрение надзорно-охранной функции церкви.
11 мая 1722 г. Появление поста обер-прокурора при Духовной Коллегии.

Толчком для упразднения патриаршества при Петре 1 стала смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского в качестве блюстителя престола высшего духовного лица страны позволяло не допустить проведения новых выборов. Уже через год к новой должности, введенной непосредственно царем, и его ставленнику народ привык, что позволяло продолжить преобразование.

Сутью секуляризации земель и крестьян является их передача в управление Монастырскому приказу. Подобный ход позволял:

  • повысить эффективность использования ресурсов;
  • получать в казну налоговые отчисления;
  • лишить церковь финансовой независимости, ведь отчисления прежним владельцам теперь выполнялись в форме оклада в соответствии с заявленным штатом.

Следующим шагом стала борьба с монашеством. Открыто выступать против «божьих людей» без риска для своей репутации среди народа царь не мог, поэтому ему нужно было сократить число монахов.

Он запретил добровольный уход от мирских дел, теперь для этого требовалось предварительно получить разрешение от соответствующего Приказа. Дополнительно была проведена перепись населения в монастырях. Для реализации этой части реформы потребовалось около 10 лет.

Только после того, как с пережитками было покончено, Петр 1 смог перейти к лишению церкви свободы в решении административных вопросов. Царь учредил сенат, который должен был выдавать разрешение на строительство, заселение инвалидов в монастыри.

25 января 1721 года появилось положение и манифест о Духовной Коллегии, каждый из членов которой при вступлении в должность обязательно присягал царю. Подконтрольный Петру 1 синод смог ужесточить налогообложение и ввести требование строгой отчетности о расходовании средств, не перечисленных в казну.

Позже был издан указ, позволяющий нарушать тайну исповеди в отношении лиц, способных сообщить сведения, представляющие угрозу для государства. Должность обер-прокурора была введена для снижения риска принятия решений, выполнения действий, не согласованных с царем.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События Год Цели Содержание
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» 1700 Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением Петром лично был назначен новый Патриарх
Секуляризация крестьян и земель 1701 Ликвидация финансовой автономии Церкви Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.
Монашеские запреты 1701 Уменьшить количество священнослужителей Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов
Контроль Сената над Церковью 1711 Ограничение административной свободы Церкви Создание Сената и передача в его управление церковных дел
Указ об ограничении числа священнослужителей 1716 Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать
Подготовительный этап упразднения Патриаршества 1717-1720 Получить всю полноту власти в империи Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Реформы Петра
  • 2. Реформы Петра 1 (таблица)
  • 3. Эпоха дворцовых переворотов в России
  • 4. Результатом военных реформ Петра 1 стало …

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Задачи и предпосылки

Главной причиной преобразования церковной иерархии стало чрезмерная власть патриаршества. Петр 1 стремился создать сильное государство с абсолютистской моделью управления, что исключает возможность оспаривания указов и воли царя. Недовольство духовенством усиливалось агрессивной пропагандой среди простого населения идеи о дьявольском происхождении правителя, подрывающей его авторитет. В деревнях и городах распространялись листовки с лозунгами, эссе, петициями о «царе не от Бога».

В схеме лишения религиозной силы возможности непосредственно вмешиваться в политику царь уделял внимание и вопросу получения дополнительного источника финансирования государственной казны. Традиционно ресурсы, поступающие в церкви как подношение от населения, оставались неподотчетными бюджету страны. Добиться такого результата было возможно несколькими способами:

  • строго регламентировать штат сотрудников церкви;
  • проведение ревизии с последующим назначением ответственного лица для контроля финансовых потоков;
  • создание перечня прав и обязанностей церкви;
  • ограничение на строительство монастырей.

Развязанные войны и проводимые в стране реформы требовали не только финансовых влияний, но и человеческих ресурсов, поэтому преобразования в духовной сфере затронули и вопрос массового нищенства. Царь стремился запретить работоспособному населению жить на подаяния, считая, что просить милостыню могут лишь калеки или блаженные.

Источник

Церковный раскол XVII века

Раскол русской церкви, начавшийся в 1650, произошёл в результате проведённой реформы патриарха Никона. Направлена она были на изменение текстов богослужебных книг и некоторых обрядов. Все действия патриарха поддерживались царём Алексеем. Противники реформы стали называться старообрядцами. В последствие они стали формировать отдельные группы, которые предавались анафеме.

Читайте также:  Как определить есть ли у вас лишний вес

Основные предпосылки реформы

Пришедшие на Русь христианские обряды с течением времени претерпели большие изменения. Их отличия от общемировых стандартов в XVII веке стали проявляться наиболее отчётливо. Искажение проявлялось в написанных текстах. Причины заключались в следующем:

На протяжении веков церковные книги переписывались много раз. В итоге текст видоизменялся.

Крещение происходило двумя перстами, в то время как в других странах – тремя.

Многоголосье при ведении обрядов. Велись они одновременно священником, певчими, дьяком и прихожанами. В таком хоре разобрать слов было невозможно.

О наведении порядка в религиозной сфере первым заговорил царь Алексей.

Политические причины необходимости религиозной реформы

Причины проведения реформ в религии ещё носили и политический характер. Заключались они в следующем:

После падения Византии русское государство имело желание стать Третьим Римом. Для этого требовалась поддержка греческой церкви. С целью ускорения процесса следовало привести обряды к греческим нормам.

После слияния Украины с русским государства, которое при Петре I стало называться Россией, на новой территории литургии шли по греческим канонам. Церковная реформа способствовала процессу объединения этих стран.

В этот период времени постоянно проходили бунты и восстания. Приведение церковных правил к единообразию способствовало успокоению народных масс.

Несмотря на то, что некоторые церковники не хотели реформ, и за основу брали древнерусские книги, они были вынуждены уступить сторонникам проведения изменений.

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Идеология раскола

Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении.

Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

Процесс реализации реформ

В середине XVII века стала отчётливо проявляться религиозная отсталость русского государства. Реформа церкви назревала. Это касалось не только укладов, требовалось внести изменения в религиозные тексты. Такая работа требовала продуманности действий, поскольку неосторожное касание веры ведёт к далеко идущим последствиям. Последующие события показали, что наступление на старые обычаи привело к недовольству народа. По стране прокатились волнения, которые сопровождались восстаниями.

Патриарх Никон

Проведение реформы церкви царь Алексей поручил патриарху Никону. Это был человек как нельзя лучше подходивший для такого дела. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства уделял много внимания религии. Будучи от природы упрямым, уже в 19 лет стал священником в своём селе. Достигнув 30 летнего возраста, ему удалось перейти в Новоспасский монастырь, расположенный в Москве. Именно здесь его заметил царь. Имея одинаковые взгляды на многие вещи, они сблизились. Это стало залогом будущего возвышения Никона, который в последствие стал патриархом.

По характеру это человек отличался жестокостью и властностью. В сочетании с высокой грамотностью эти черты стали определяющими в проведении церковной реформы. Временами ему самому приходилось участвовать в подавлении бунтов и последующей расправе над зачинщиками мятежа.

Основные направления реформы

Коренные изменения в религии, проводимые патриархом Никоном, заключались в следующем:

Крещение стало проводиться тремя пальцами. Раньше двумя.

Уменьшилась глубина поклонов. Они стали проводиться до пояса, а не до земли.

В религиозные книги были внесены изменения.

Только с этого времени было введён термин «православие».

Имя Бога стало писаться Иисус. Раньше было Исус.

Крёстный ход стал совершаться против движения часовой стрелки.

Фактически это были кардинальные изменения, которые стали причиной раскола церкви.

Процесс писания текстов

Шагом, который вызвал массу недовольств, было писание новых религиозных текстов. Для этого специально в Грецию был направлен Арсений Суханов. Возвратился он в 1655 году только с 7 первоисточниками. Это было очень мало.

Предварительно Никону удалось договориться с некоторыми церковниками о реформе на том основании, что все тексты будут соответствовать греческим рукописям древних лет.

Поскольку материала оказалось недостаточно, Никон пошёл на циничный шаг: с его стороны последовало заявление, что при написании текстов будет разрешено опираться на современные греческие и римские источники.

Это вызвало взрыв негодования и привело к массовым восстаниям.

Уничтожение ортодоксальной церкви

Под словом ортодоксальность, в переводе с греческого языка, понимается правильное мнение. Так называются поступки людей, которые проносят знания с древних времён в современность. Никон своими действиями уничтожил ортодоксальность религии. Делал это он следующим образом:

Помимо переписывания текстов полностью уничтожались старые книги. Причём запущенный процесс не был остановлен и после ухода Никона. Это продолжалось и при Петре I.

В соответствии с новыми веяниями шло и переписывание икон.

В некоторых случаях проводилось изменение ничем не обоснованных религиозных принципов. Примером может служить смена направления Крестного хода, вызвавшее недоумение у ряда церковников.

Непонятно зачем был введён термин «православие». Раньше употреблялось «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». В итоге смысл не менялся.

Раскол церкви во многом состоял в том, что часть священников отчётливо видели разницу между старой религией и новой.

Реакция народа на церковный раскол

Реформы, проводимые Никоном, оставили глубокий след в истории. Не прошли они бесследно и для населения. Часть граждан не воспринимали их с положительной стороны. Помимо прокатившихся по стране восстаний люди не хотели оставаться в таком государстве и покидали свои места. Некоторые уходили в леса, другие находили место жительства в иных странах.

В попытках вернуть людей шёл постоянный их розыск. Предпринимались варианты устрашения. Отличавшийся жестокостью Никон сам участвовал в расправах над беглыми. В этот период было уничтожено более тысячи человек.

Читайте также:  Признаки заражения компьютера вирусом таблица

Такие методы не остались без последствий. Народные возмущения были услышаны властью. В итоге в 1660 году по указанию царя Никон ушёл с патриаршего престола. В дальнейшем он лишился сана священника и был сослан в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако изменений в религиозной сфере не произошло. Реформы были продолжены:

  1. Новые книги и обряды, в 1666 году утверждены.
  2. Священники старой веры стали называться старообрядцами и приравниваться к еретикам.

Это превратилось в настоящую религиозную войну. Сторонники старой религии стали подвергаться преследованиям. Не имея возможности скрыться, они ютились на окраинах государства. Некоторые занимались самосожжением. В историю это вошло под названием «гари». Однако эти люди постоянно ощущали поддержку со стороны простого народа, недовольного существующими порядками.

Последствия церковного раскола

В борьбе со старообрядцами представители обновлённой религии обращались за помощью к представителям власти, которые их поддерживали. После смерти царя Алексея новые государи откровенно стояли на их стороне. Выразилось это в следующем:

  1. Царь Фёдор отправил на костёр вождя старообрядцев Аввакума.
  2. При Софье вышел закон запрещавший деятельность раскольников. Не подлежала распространению литература старообрядцев.
  3. Подобную политику проводил и Пётр I, продолжая гонения на представителей старой религии.

При этом струя старообрядческих ценностей продолжала прослеживаться. Это был дух старины, который отображал древнерусские традиции.

Историческое значение раскола

Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:

  1. Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
  2. Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.

Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.

Источник

Причины церковной реформы и последствия церковной реформы таблица

Раскол русской церкви, начавшийся в 1650, произошёл в результате проведённой реформы патриарха Никона. Направлена она были на изменение текстов богослужебных книг и некоторых обрядов. Все действия патриарха поддерживались царём Алексеем. Противники реформы стали называться старообрядцами. В последствие они стали формировать отдельные группы, которые предавались анафеме.

Основные предпосылки реформы

Пришедшие на Русь христианские обряды с течением времени претерпели большие изменения. Их отличия от общемировых стандартов в XVII веке стали проявляться наиболее отчётливо. Искажение проявлялось в написанных текстах. Причины заключались в следующем:

На протяжении веков церковные книги переписывались много раз. В итоге текст видоизменялся.

Крещение происходило двумя перстами, в то время как в других странах – тремя.

Многоголосье при ведении обрядов. Велись они одновременно священником, певчими, дьяком и прихожанами. В таком хоре разобрать слов было невозможно.

О наведении порядка в религиозной сфере первым заговорил царь Алексей.

Политические причины необходимости религиозной реформы

Причины проведения реформ в религии ещё носили и политический характер. Заключались они в следующем:

После падения Византии русское государство имело желание стать Третьим Римом. Для этого требовалась поддержка греческой церкви. С целью ускорения процесса следовало привести обряды к греческим нормам.

После слияния Украины с русским государства, которое при Петре I стало называться Россией, на новой территории литургии шли по греческим канонам. Церковная реформа способствовала процессу объединения этих стран.

В этот период времени постоянно проходили бунты и восстания. Приведение церковных правил к единообразию способствовало успокоению народных масс.

Несмотря на то, что некоторые церковники не хотели реформ, и за основу брали древнерусские книги, они были вынуждены уступить сторонникам проведения изменений.

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Идеология раскола

Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении.

Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

Процесс реализации реформ

В середине XVII века стала отчётливо проявляться религиозная отсталость русского государства. Реформа церкви назревала. Это касалось не только укладов, требовалось внести изменения в религиозные тексты. Такая работа требовала продуманности действий, поскольку неосторожное касание веры ведёт к далеко идущим последствиям. Последующие события показали, что наступление на старые обычаи привело к недовольству народа. По стране прокатились волнения, которые сопровождались восстаниями.

Патриарх Никон

Проведение реформы церкви царь Алексей поручил патриарху Никону. Это был человек как нельзя лучше подходивший для такого дела. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства уделял много внимания религии. Будучи от природы упрямым, уже в 19 лет стал священником в своём селе. Достигнув 30 летнего возраста, ему удалось перейти в Новоспасский монастырь, расположенный в Москве. Именно здесь его заметил царь. Имея одинаковые взгляды на многие вещи, они сблизились. Это стало залогом будущего возвышения Никона, который в последствие стал патриархом.

По характеру это человек отличался жестокостью и властностью. В сочетании с высокой грамотностью эти черты стали определяющими в проведении церковной реформы. Временами ему самому приходилось участвовать в подавлении бунтов и последующей расправе над зачинщиками мятежа.

Основные направления реформы

Коренные изменения в религии, проводимые патриархом Никоном, заключались в следующем:

Крещение стало проводиться тремя пальцами. Раньше двумя.

Уменьшилась глубина поклонов. Они стали проводиться до пояса, а не до земли.

В религиозные книги были внесены изменения.

Только с этого времени было введён термин «православие».

Имя Бога стало писаться Иисус. Раньше было Исус.

Крёстный ход стал совершаться против движения часовой стрелки.

Фактически это были кардинальные изменения, которые стали причиной раскола церкви.

Процесс писания текстов

Шагом, который вызвал массу недовольств, было писание новых религиозных текстов. Для этого специально в Грецию был направлен Арсений Суханов. Возвратился он в 1655 году только с 7 первоисточниками. Это было очень мало.

Читайте также:  Таблица розенбаума для проверки зрения как пользоваться

Предварительно Никону удалось договориться с некоторыми церковниками о реформе на том основании, что все тексты будут соответствовать греческим рукописям древних лет.

Поскольку материала оказалось недостаточно, Никон пошёл на циничный шаг: с его стороны последовало заявление, что при написании текстов будет разрешено опираться на современные греческие и римские источники.

Это вызвало взрыв негодования и привело к массовым восстаниям.

Уничтожение ортодоксальной церкви

Под словом ортодоксальность, в переводе с греческого языка, понимается правильное мнение. Так называются поступки людей, которые проносят знания с древних времён в современность. Никон своими действиями уничтожил ортодоксальность религии. Делал это он следующим образом:

Помимо переписывания текстов полностью уничтожались старые книги. Причём запущенный процесс не был остановлен и после ухода Никона. Это продолжалось и при Петре I.

В соответствии с новыми веяниями шло и переписывание икон.

В некоторых случаях проводилось изменение ничем не обоснованных религиозных принципов. Примером может служить смена направления Крестного хода, вызвавшее недоумение у ряда церковников.

Непонятно зачем был введён термин «православие». Раньше употреблялось «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». В итоге смысл не менялся.

Раскол церкви во многом состоял в том, что часть священников отчётливо видели разницу между старой религией и новой.

Реакция народа на церковный раскол

Реформы, проводимые Никоном, оставили глубокий след в истории. Не прошли они бесследно и для населения. Часть граждан не воспринимали их с положительной стороны. Помимо прокатившихся по стране восстаний люди не хотели оставаться в таком государстве и покидали свои места. Некоторые уходили в леса, другие находили место жительства в иных странах.

В попытках вернуть людей шёл постоянный их розыск. Предпринимались варианты устрашения. Отличавшийся жестокостью Никон сам участвовал в расправах над беглыми. В этот период было уничтожено более тысячи человек.

Такие методы не остались без последствий. Народные возмущения были услышаны властью. В итоге в 1660 году по указанию царя Никон ушёл с патриаршего престола. В дальнейшем он лишился сана священника и был сослан в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако изменений в религиозной сфере не произошло. Реформы были продолжены:

  1. Новые книги и обряды, в 1666 году утверждены.
  2. Священники старой веры стали называться старообрядцами и приравниваться к еретикам.

Это превратилось в настоящую религиозную войну. Сторонники старой религии стали подвергаться преследованиям. Не имея возможности скрыться, они ютились на окраинах государства. Некоторые занимались самосожжением. В историю это вошло под названием «гари». Однако эти люди постоянно ощущали поддержку со стороны простого народа, недовольного существующими порядками.

Последствия церковного раскола

В борьбе со старообрядцами представители обновлённой религии обращались за помощью к представителям власти, которые их поддерживали. После смерти царя Алексея новые государи откровенно стояли на их стороне. Выразилось это в следующем:

  1. Царь Фёдор отправил на костёр вождя старообрядцев Аввакума.
  2. При Софье вышел закон запрещавший деятельность раскольников. Не подлежала распространению литература старообрядцев.
  3. Подобную политику проводил и Пётр I, продолжая гонения на представителей старой религии.

При этом струя старообрядческих ценностей продолжала прослеживаться. Это был дух старины, который отображал древнерусские традиции.

Историческое значение раскола

Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:

  1. Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
  2. Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.

Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.

Источник

Церковный раскол 17 века в России причины, реформы Никона (Таблица)

Патриарх Никон хотел превратить русскую церковь в центр мирового православия, и начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие книги, правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях народного недовольства, вызвали протесты со стороны части бояр и иерархов церкви, они боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе, и в результате чего произошол церковный раскол в российском обществе.

Церковный раскол 17 века и реформы патриарха Никона, причины, последствия

Причины реформы церкви

— Становление Русской Православной Церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между русской Церковью и православным Востоком.

— Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — это было условие объединения церквей России и Украины.

— Необходимость поднять авторитет Церкви путем борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов

— Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов, обусловленных отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.

— Падение общественной нравственности.

— Укрепление новой династии Романовых у власти.

— Усиление процесса централизации власти

— Поднять авторитет церкви в глазах верующих.

— Вернуться к первоосновам христианства.

— Остановить проникновение западного влияния в Россию

Участники, реформаторы, противники

В конце 40-х годов 17 века в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и другие. Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

— Исправление богослужебных книг по греческим образцам

— Введение троеперстия при крестном знамении

— Изменение обрядности Русской православной церкви

— Уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей

— В основе должны лежать древнерусские книги (византийские)

— Как можно максимально сохранить старинные обряды и устои

— Установление единства Русской Православной церкви и остального православного мира.

— Контроль над священниками и усиление дисциплины.

— Усилился контроль над верующими.

— Развивается церковное образование.

— Усилилась власть Никона.

Последствия реформ, церковный раскол

Церковный раскол (разделились на 2 стороны):

1. Официальная Православная церковь.

2. Старообрядчество (раскольники, староверы) — они отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к прежним старым порядкам. Глава старообрядчества и идеолог раскола — протопоп Аввакум

Раскол был одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями расколоучителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

Схема церковный раскол в России 17 век

Церковный раскол в России 17 век схема

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11 й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Источник